Как известно, решение многих задач упрощается, если известен алгоритм, то есть последовательность шагов, выполнение каждого из которых приближает нас к поставленной цели. Поэтому сложную задачу автоматизации магазина мы разобьем на шаги-этапы.
Итак, процесс автоматизации магазина, как правило, проходит следующие этапы:
Выбор формата торговли
Выбор оборудования
Выбор информационной системы
Соединение информационной системы с технологией бизнеса
Приобретение оборудования и информационной системы
Внедрение информационной системы
Эксплуатация и развитие информационной системы
Выбор формата торговли
Прежде всего, необходимо определить, в каком формате будет торговать ваш магазин. Например:
Традиционный формат ("прилавочная" торговля);
Супермаркет (магазин самообслуживания);
Торговля по образцам (магазин - демонстрационный зал + склад);
Cash&Carry (магазин-склад);
Дискаунт (магазин самообслуживания с невысокими ценами за счет больших оборотов и предельно низких издержек).
А теперь обсудим особенности автоматизации каждого формата.
Традиционный формат
Основной проблемой автоматизации "прилавочной" торговли является донесение информации об отобранном покупателем товаре до кассового аппарата:
Кассовый аппарат находится на прилавке и продавец сам пробивает чек.
Продавец выписывает "мягкий" чек на товар, покупатель передает чек кассиру, кассир пробивает по кассе все перечисленные в мягком чеке товары (кассовые аппараты располагаются в отдельных кабинках, носитель информации - "мягкий" чек).
Продавец сканирует терминалом сбора данных все отобранные товары, а также специальную "карточку покупателя", покупатель передает карточку кассиру, кассир сканирует карточку покупателя, и кассовый аппарат автоматически формирует товарную часть чека (кассовые аппараты в отдельных кабинках, передача информации - карточка покупателя и терминал сбора данных).
Эти варианты, различаясь по размеру затрат на оборудования, по распределению функций и технологии работы, имеют свои плюсы и минусы. Здесь следует отметить следующее:
вариант размещения кассовых аппаратов непосредственно на прилавках является самым технологичным;
вариант использования "мягких чеков" является самым дешевым (но, с другой стороны, он может подойти только для магазинов с небольшим ассортиментом и низкой проходимостью);
вариант с использованием терминалов сбора данных является самым тяжелым в реализации.
Супермаркет
В супермаркете кассовые аппараты расположены на выходе из зала самообслуживания, что уменьшает потребность в кассовых аппаратах и увеличивает пропускную способность магазина.
В супермаркетах рациональнее всего использовать штриховое кодирование товара, которое резко ускоряет обслуживание покупателя в кассовом узле.
Торговля по образцам
При этом формате торговли торговый зал является, фактически, демонстрационным залом, в котором продавец-консультант, работая индивидуально с покупателем, помогает ему подобрать товар и оформляет заказ покупателя. Покупатель оплачивает заказ и получает отобранный и оплаченный товар на складе или в пункте выдачи, куда он поступает со склада.
Cash&Carry
При этом формате торговли максимум товара размещается в торговом зале в транспортной упаковке (в коробках на поддонах-паллетах). За счет этого достигается снижение затрат на отдельные склады и работы по выкладке товара. В остальном этот формат торговли мало отличается от магазина самообслуживания.
Дискаунт
Дискаунтам свойственна ориентация на снижение всех затрат, включая оформление торгового зала и операционные издержки. За счет этого им удается снижать цены и, соответственно, повышать оборот. Успешнее всего дискаунты работают в составе торговых сетей.
Технологически дискаунты похожи на Cash&Carry, но количество персонала и уровень сервиса сведены к минимуму, а все управленческие и коммерческие функции вынесены в центральный офис.
Выбор оборудования
Выбор электронного торгового оборудования зависит от формата торговли. Но в любом случае вам необходимо принять решение по выбору:
кассовых аппаратов;
сканеров штрих-кодов;
принтеров штрих-кодов;
терминалов сбора данных;
весов.
Кассовые аппараты
Для розничной торговли можно использовать:
электронные кассовые аппараты (ECR);
компьютерные кассы (POS);
фискальные принтеры.
Электронные кассовые аппараты являются самыми дешевыми, но у них меньший объем функций, они менее гибки и, как правило, имеют ограничения по количеству хранимых в памяти товарных позиций.
Компьютерные кассы сочетают функциональную наполненность, гибкость и мощь профессионального решения. Именно их следует использовать в магазинах с большим ассортиментом и высокой проходимостью.
Фискальные принтеры могут подключаться к любому компьютеру и любому программному комплексу. Тем не менее, этот вариант можно рекомендовать только для специфических технологий торговли, когда невозможно использовать другие варианты.
Необходимо также учитывать конструкцию корпуса кассовых аппаратов. С этой позиции можно различать:
моноблочные кассовые аппараты;
модульные кассовые аппараты;
дисперсные кассовые аппараты.
Моноблочные кассовые аппараты поставляются в едином корпусе, объединяющем все основные его узлы: клавиатура, монитор кассира, чековый принтер, дисплей для покупателя.
В модульных кассовых аппаратах эти узлы заключены в самостоятельные корпуса. Такая компоновка позволяет более свободно размещать составные части кассового аппарата на кассовом столе.
Дисперсные кассовые аппараты похожи на модульные. Но их конструктивные особенности позволяют полностью реализовать концепцию "Front-Facing", когда все узлы кассового аппарата размещаются строго между кассиром и покупателем.
Концепция "Front-Facing" вкупе с производительным чековым принтером и сканером позволяет максимизировать пропускную способность расчетно-кассового узла.
Чековые принтеры
По методу вывода информации на чековую ленту различают матричные принтеры и термопринтеры.
Основные характеристики:
Скорость печати у термопринтера до 40 строк в секунду, у матричного - 2-4 строки в секунду.
Замена чековой ленты у термопринтера простая, а у матричного - сложная.
Расходные материалы: для термопринтера нужна только бумажная чековая лента, для матричного - бумажная чековая лента и картридж с красящей лентой.
Сканеры штрих-кодов
Из всего разнообразия сканеров выделим
CCD-сканеры;
ручные лазерные сканеры;
стационарные многоплоскостные лазерные сканеры
CCD-сканеры дешевы, и их можно рекомендовать для магазинов со скромным бюджетом.
Ручные лазерные сканеры несколько дороже, но обладают большей дальностью и надежностью считывания. Но для считывания штрих-кода надо потратить время на то, чтобы взять сканер в руки, поэтому их можно рекомендовать для складов и магазинов с невысокой проходимостью.
Стационарные многоплоскостные лазерные сканеры лишены этого недостатка. Более того, они не требуют строго параллельной ориентации штрих-кода относительно сканера, что позволяет рекомендовать их для магазинов с высокой проходимостью.
Принтеры штрих-кодов.
Выбирая принтер штрих-кодов, необходимо, прежде всего, ориентироваться на следующие показатели:
ресурс печати (максимальное количество печатаемых этикеток в месяц);
объем памяти принтера (определяет максимальное количество этикеток, печатаемых за один раз);
производительность принтера (скорость печати).
В зависимости от способа нанесения этикеток на товар и территориального расположения подразделений, вам необходимо решить, поставите ли вы один высокопроизводительный принтер на все подразделения, или по небольшому принтеру в каждое подразделение.
Терминалы сбора данных
Терминалы сбора данных представляет собой портативное устройство, оборудованное встроенным или подключаемым сканером штрих-кодов. Терминалы сбора данных могут сохранять в своей памяти разнообразную информацию по товару и обмениваться данными с информационной системой.
Терминалы сбора данных удобно использовать для проведения инвентаризации. Для этого нужно просто просканировать весь товар (вводя, при необходимости, количество товара), передать собранные данные в информационную систему, и инвентаризация готова. Технология использования терминалов сбора данных позволяет не закрывать магазин на учет, проводя инвентаризацию "на ходу".
Весы
Планируя продажи весового товара, примите решение о способе подключения весов. Их два:
подключить весы непосредственно к кассовому аппарату;
установить весы, снабженные встроенным принтером штрих-кодов, в зале.
Первый способ несколько проще, но заставляет взвешивать товар в процессе оплаты, что может привести к образованию очередей к кассам. Поэтому подключение весов к кассовым аппаратам не рекомендуется для магазинов с высокой проходимостью.
Второй способ позволяет разделить взвешивание товара и его оплату. Но для этого весы нужно соединить с информационной системой, которая будет загружать в весы номенклатуру весовых товаров.
Выбор информационной системы
Выбирая информационную систему (ИС), обратите внимание на следующие вопросы:
характеристики информационной системы;
особенности и возможности поставщика решения.
Характеристики информационной системы
Информационную систему можно оценивать с самых различных позиций. Но важнейшими из них являются следующие характеристики:
гибкость, способность перестраиваться под специфические особенности технологии вашего бизнеса;
развиваемость, способность изменять свою функциональность с течением времени;
адекватность и функциональная полнота, наличие той совокупности функциональных возможностей, которая удовлетворяет ваши потребности;
оперативность, способность обрабатывать информацию в темпе бизнеса;
независимость от поставщика решения, возможность настраивать и развивать систему своими силами.
Мы не включили в список такие характеристики, как, надежность и безопасность. Мы не забыли о них, а просто хотим привлечь внимание к наиболее важным аспектам, которые, к сожалению, не всегда принимаются в расчет.
Особенности и возможности поставщика решения
Оценивая поставщика решения, убедитесь в том, что он:
обладает достаточным опытом и знаниями;
рассматривает ваши взаимоотношения не как акт купли-продажи, а как партнерские отношения по решению ваших проблем;
способен работать оперативно и качественно;
может обеспечить достаточный уровень поддержки.
Соединение информационной системы с технологией бизнеса
Управление в условиях автоматизации и управление без информационной системы имеют существенные отличия. Суть этих отличий заключается в том, что сама по себе информационная система не приведет вашу компанию к успеху и не решит ваших проблем. Необходима тесная увязка информационной системы и вашей технологии управления. Более того, для достижения стратегического успеха эта увязка должна существовать в течение длительного времени и независимо от того, насколько изменяется ваш бизнес и ваше представление об эффективном его управлении.
Чтобы такая увязка сложилась необходимо провести определенные работы, изменяя ИС и переходя на более эффективные методы управления бизнесом. Конечной целью таких работ будет создание целостной системы управления предприятием, неотъемлемой - но не единственной - частью которой является информационная система. Естественно, для этого ИС должна быть гибкой, а заказчик должен быть готов к инновациям в управлении.
Этап взаимной притирки информационной системы и управления бизнесом имеет смысл начинать до крупномасштабных закупок оборудования.
Для жестких "коробочных" информационных систем, неспособных к учету особенностей бизнеса, этот этап, разумеется, не нужен.
Приобретение оборудования и ИС
Приобретая оборудование и лицензии на информационную систему, обратите внимание на совместимость оборудования с информационной системой.
Кроме того, предусмотрите возможность поэтапного приобретения и внедрения.
Внедрение ИС
Внедрение информационной системы может происходить двумя путями:
все сразу;
постепенно.
Первый вариант, при всей его привлекательности, для гибких информационных систем мало реален. Причем источник такой оценки лежит не в неспособности поставщика решения сразу внедрить все функции своей информационной системы, а скорее в невозможности самого предприятия-заказчика полноценно выполнить свою часть работы по постановке задачи и вводу справочников и первичной информации.
Поэтому, если вы сделали выбор в пользу гибкой информационной системы, планируйте поэтапное ее внедрение:
вначале запускаются только самые необходимые функции;
затем функциональное наполнение информационной системы расширяется.
Кроме того, планируя внедрение ИС, необходимо оптимизировать затраты и сроки, эффективно распределив обязанности и ответственность между поставщиком решения и вашими специалистами. Но для этого сама ИС должна быть достаточно открытой и обеспечивать определенный уровень независимости предприятия-заказчика от поставщика решения. Иными словами, заказчик должен иметь возможность самостоятельно проводить часть работ по настройке ИС. Такая возможность необходима, потому что:
собственный специалист лучше знает свое предприятие;
собственного специалиста проще контролировать по срокам и результату;
собственный специалист обходится дешевле.
Помимо этого, рассчитывая на свои силы, вы меньше зависите от поставщика решения.
Оборотной стороной опоры на собственные силы является необходимость иметь в своем штате квалифицированных специалистов.
Эксплуатация и развитие ИС
Любая информационная система (кроме, наверное, очень жестких систем) требует поддержки квалифицированным персоналом. Вы можете:
полностью взять поддержку на себя, экономя на платежах поставщику решения;
взять на себя оперативную поддержку, обращаясь к поставщику решения по сложным вопросам;
полностью поручить поставщику решения или сторонней сервисной организации поддержку вашей ИС (т.н. "аутсорсинг"), экономя на персонале.
Выбор зависит от ваших приоритетов. В любом случае, убедитесь в квалификации тех людей, которые будут поддерживать ИС в ходе эксплуатации.
Неразвивающаяся ИС через некоторое время безнадежно устареет и ее нужно будет заменить. Стратегически это невыгодно. Поэтому заранее спланируйте, как будет развиваться ваша ИС в ходе эксплуатации, и кто будет выполнять соответствующие работы. Здесь выбор тот же:
развивать систему самостоятельно;
простые вещи делать самому, а за сложными доработками обращаться к поставщику решения;
все поручить поставщику решения.
Безусловно, прежде чем ставить перед собой эти вопросы, убедитесь, что информационная система способна к развитию.
Источник http://soft-sib.ru